История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ     ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА

Окончательный договор был подписан, однако, лишь после новых долгих препирательств о размерах километрической гарантий и о трассе будущего рельсового пути. Чтобы преодолеть сомнения и волокиту со стороны турок, «Дейче банк» устроил султану заем и дал турецким сановникам колоссальную взятку в 10 миллионов франков. Подписание договора состоялось 5 марта 1903 г. Он обеспечивал германскому капиталу изрядные прибыли за счет турецкой казны, а вернее, турецкого налогоплательщика. Для строительства дороги от Коньи до Багдада и Басры «Общество анатолийских железных дорог», а фактически его хозяин «Дейче банк», создавало новую компанию—«Общество Багдадской железной дороги». Предусматривалось также сооружение нескольких боковых веток, в том числе к Ханекину на персидской границе. Отсюда германские товары грозили вскоре хлынуть в Персию, где до того русские и англичане не знали никакого третьего конкурента. Два вопроса остались неразрешенными: не был определен конечный пункт дороги на берегу Персидского залпва, главное же, не были определены источники покрытия кило-метрической гарантии. Без разрешения второго вопроса концессионеры не собирались приступать к строительству.

Багдадская дорога и царская Россия

У  Багдадской   дороги,   как   германского предприятия,   имелось  два  главных противника:     английский     империализм    и империализм русский. Первый промолчал ввиду крайней занятости другими империалистическими предприятиями. Про второй этого сказать нельзя.

Правда, немцы выбрали такой момент, когда не только Англия была поглощена захватнической войной в Южной Африке, но и царское правительство увязло в авантюрах на Дальнем Востоке. Тем не менее в Петербурге не отнеслись безучастно к внезапно развернувшейся бурной экспансии германского империализма на Ближний Восток. Там сразу поняли все значение происходящего: германская стальная колея грозила как бы перерезать выход из Черного моря. Царское правительство пе без основания полагало, что захват немцами важных экономических позиций в Турции может привести к политической гегемонии Германии в этой стране, включая район проливов п столицу.

Правда, на месте событий, в Константинополе, русская дипломатия в отличие от английской официально соблюдала нейтралитет в отношении турецко-германских переговоров о концессии. При отсутствии свободных капиталов Россия не могла противопоставить «Дейче банк» какой-либо свой проект, как это сначала пыталась сделать Англия. Но это не значит, что царская дипломатия бездействовала. Она завязала с немцами переговоры, исход которых имел важные последствия.

15 апреля 1899 г. русское правительство через своего послав Германии Остен-Сакена предложило Бюлову заключить соглашение о Малой Азии. Бюлов сказал, что не может сейчас ответить «ни да ни нет, но ожидает конкретных предложений». 24 апреля таковые последовали. Остен-Сакен посетил Бюлова. Россия, заявил он, желает сохранения турецкого государства и совершенно не намерена вызывать его распад. Но она не в состоянии считать, что государство султана является долговечным. В случае, если Османская империя распадется, Россия не сможет потерпеть утверждения в Константинополе какой-либо другой державы. На случай ее распада Россия должна иметь уверенность в том, что получит проливы.и тем самым ключ к Черному морю.

Сообщая все это, Остен-Сакен сделал вид, что говорит от себя лично. Его министр — Муравьев — очень-де склонен договориться с Англией. Нельзя ли, спрашивал русский дипломат, для предотвращения столь нежелательного оборота дел подготовить и представить царю проект соглашения, в котором Гер-мапгя успокоила бы Россию насчет проливов,